В отличие от массового производства букетов, типичного для западного общества, японское искусство аранжировки цветов основывается на линии побегов и/или листьев, оформленных небольшим количеством цветков. Ключевым элементом композиции также является контейнер для растений.
Красота по японской традиции должна складываться из трех понятий - трех элементов-символов: син, соэ, хикаэ, то есть: небо, человек, земля, что составляет основу мироздания в икебане. Икебана строится по правилам, но все-таки "глаза и сердце не должны быть у них в плену".
Растительный материал - собственно аранжировка ветвей, цветов и трав - конструируется в икебане по строгим нормам, стилистическое своеобразие икебаны выражено наиболее ярко тем или иным соотношением основных конструктивных элементов - «ветвей».
Красота по японской традиции должна складываться из трех понятий - трех элементов-символов: син, соэ, хикаэ, то есть: небо, человек, земля, что составляет основу мироздания в икебане. Икебана строится по правилам, но все-таки "глаза и сердце не должны быть у них в плену".
Растительный материал - собственно аранжировка ветвей, цветов и трав - конструируется в икебане по строгим нормам, стилистическое своеобразие икебаны выражено наиболее ярко тем или иным соотношением основных конструктивных элементов - «ветвей».
Основные правила составления икебаны:
- Все элементы в икебане устанавливаются асимметрично и образуют как бы треугольник. Треугольник не должен быть ни вертикальным, ни горизонтальным. Элементы не должны находиться в одной плоскости.
- Пропорции трех основных элементов предопределяются размером сосуда - его диаметром и высотой.
- При составлении икебаны сосуд имеет огромное значение: он должен соответствовать используемому растительному материалу, желательно, чтобы он был однотонным. (Если у вас имеется ваза с рисунком, переверните ее на ту сторону, где нет рисунка.)
Как и в европейской аранжировке, цветы в икебане крепятся на держатель-наколку. Положение наколки в низкой вазе имеет немаловажное значение. Ее ставят обычно в одну из четырех частей (условно разделенной на четыре части) вазы, но в некоторых случаях и в промежутках между ними. Все зависит от используемого растительного материала, варианта композиции и замысла аранжировщика. Интересно, что одна и та же композиция в разных местах вазы будет выглядеть по-иному, так что начинающий получит истинное удовольствие, примеряя свое произведение к разным местам широкого сосуда, пока не найдет самую выгодную позицию для него. Единственное положение, противопоказанное даже в круглых вазах, положение центральное. По возможности его стараются избегать в этом еще одно отличие икебаны от европейских принципов аранжировки, где наколка очень часто устанавливается в центре (если мы говорим о симметричных композициях). Исключения могу составлять только небольшие вазочки. Размещение цветов и веток на наколке тоже имеет большое значение как для внешнего вида композиции, так и для ее устойчивости.
Для изготовления икебаны берут различные цветы и ветки. Главное - добиться гармонии. Например, немногие россияне поставили бы в вазу цветки лука. А в композиции японских мастеров цветки лука стали основой при составлении икебаны. К ним подбираются остальные составляющие. При этом каждая веточка и каждый цветок расположены под определенным градусом друг к другу, выверяется каждая линия. Несмотря на это, у мастеров на составление каждой композиции уходит примерно 15 минут. От выбора цветов многое зависит, но также много зависит и от автора. Настроение, мировоззрение и характер человека влияют на то, какой будет икебана.
Как правило, главные ветки и цветы, образующие остов аранжировки, ставят в углах воображаемого треугольника на наколке. Все дополнительные ветки и цветы размещают между главными в пределах этого треугольника. В японской аранжировке цветы в низких вазах, как правило, устанавливают на металлических наколках. Такая наколка называется «кензан».
Кензаны могут иметь различную величину и форму (квадратную, удлиненную, круглую, полукруглую). Основание кензана делается из тяжелого металлического сплава, сам кензан имеет толщину в среднем 6-8 миллиметров, что позволяет прочно фиксировать даже крупные и тяжелые растения. Нержавеющие, прочные, сильно заостренные иглы длиною 12-13 мм расположены по основанию на расстоянии около 2 мм одна от другой. Для прочной установки концы веток срезают наискось, у толстых веток угол среза делается более острым. Ветку толще мизинца срезают наискось один раз, а затем, несколько повернув ее, срезают вторично, иногда заостряют ее, подобно кончику карандаша. Срез травянистых стеблей и цветоножек делают поперечным и накалывают сразу под определенным углом наклона. Поэтому перед установкой очень тщательно примеряют и выбирают необходимые положения и накалывают в один прием, не переделывая. Если все же стебли приходится накалывать повторно, то перед окончательной установкой срез надо обязательно обновить под водой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий